"Один молодой чемодан из Израиля утверждает, что Профессор был евреем
и написал "Хоббита" в сирийском плену"
Красная Книга Западных Приколов, Арда-на-Куличках
   
По официальным данным Дж.Р.Р. Толкиен евреем не был, но судя по его
творчеству, много знал об истории еврейского народа. В описаниях эльфов
прослеживается немало сходных с евреями черт. Рассмотрим же это сходство:
Эльфы - Перворожденные, Старшие Дети Эру. Евреи так же народ очень древний,
традиция считает народ Израиля старшим и любимым из детей Господа. (Исход 4:22
"так сказал Господь: "сын мой, первенец мой - Израиль").
   
Эльфы бессмертны. Евреи хоть и смертны, но как народ существуют вот уже
более трех тысячелетий. Одно из объяснений этому - евреи на протяжении веков
жили закрытыми общинами, сохраняя свой жизненный уклад и ревниво оберегая его
от чужаков. Эльфы в Третью Эпоху так же жили несколькими обособленными
сообществами. Браки между эльфами и людьми можно сосчитать на пальцах одной
руки.
   
Очень многие Люди во времена "Властелина Колец" относились к эльфам с
недоверием и страхом. Боромир очень неохотно соглашается войти в Лориэн, Эомер
называет Владычицу Галадриэль колдуньей из Золотого Леса. Но Фарамир рассказывает
Фродо и Сэму, что некоторые из людей все же приходят в леса эльфов, чтобы
научиться там знанию Старшего Народа. Так и к евреям иногда приходили люди из
других религий и народов, чтобы изучить еврейские законы и принять их религию,
с ее образом жизни.
   
Квенья - язык Валинора - не употребляется для повседневной речи. На Квенья
написаны книги, сложены песни, это язык ритуалов и достояние истории. А язык
ежедневного общения - Синдарин, произошедший от Квенья, несколько более простой
по форме. У евреев же есть иврит - язык Библии и древнего Царства Израиля. В
течении двух тысяч лет на иврите не говорили: на нем читали Священное Писание и
писали комментарии к нему, на нем молились и пели песни. А разговорным языком
европейских евреев был идиш, который включает множество видоизмененных ивритских
корней.
   
После сорока лет блужданий в пустыне евреи пришли в Землю Обетованную,
текущую молоком и медом. Там у них было свое государство, царь и Храм. Храм был
разрушен, как учит традиция, из-за беспричинной ненависти в народе Израиля.
Народ же был изгнан и рассеян по всему свету. С тех пор и во все времена евреи
ждали и надеялись, что Иерусалим будет отстроен и они вернутся в Землю Израиля.
Сравним с эльфами: Великий Поход привел их в благословенный Валинор, где эльфам
жилось легко и беззаботно под опекой Валар. Когда же погибли Два Древа, Финвэ
был убит и Сильмариллы украдены - нолдор покинули Валинор. Ушедшие стали
изгнанниками. В конце Первой Эпохи большинство их вернулось на Запад (не
напоминает ли это массовый отъезд евреев в Израиль в ХХ-ом веке?). Но до сих
пор Аман и Тол-Эрессэа звучат в песнях эльфов Средиземья как благословенная
родина, куда они желают вернуться.    
Таким образом, внимательный читатель может заметить немало сходства между
евреями и Дивным Народом. Конечно, мне возразят: где же Сильмариллы и Клятва
Феанорингов, эльфийские королевства Белерианда и люди, служившие им, где же,
наконец, войны с Морготом? А с другой стороны, где инквизиция и гонения,
которым подвергались евреи на протяжении веков изгнания? На это отвечу лишь,
что сходство не может быть полным. Возможно, автор боялся сделать еврейские
черты у эльфов слишком узнаваемыми. А может, он очень уважал евреев, поэтому,
придав Старшему Народу сходство с народом избранным, сделал их столь великими.
А скорее всего не задумывался Профессор ни о каких евреях, писал историю
Дивного Народа так, как видел, а все вышеизложенное считайте манией величия
израильской толкиенистки. |